Архив Новостей  Февраль 2020 г

29.02.2020 Китайского профессора, сотрудника NASA, арестовали в США

В США по обвинению в мошенничестве арестован профессор Университета Теннесси Аньмин Ху, сообщает Quartz. Ему вменяется в вину то, что он не раскрыл свою принадлежность к Пекинскому технологическому университету, в то время как работал на NASA, где занимался разработкой технологий для будущей миссии по возвращению образцов с Марса. Совмещение должностей в американских и китайских университетах запрещено законодательством США в соответствии с “поправкой Вольфа”, которая ограничивает сотрудничество США и Китая в космической сфере. Помимо мошенничества Аньмин Ху обвиняется в даче ложных показаний.

28.02.2020 Судно слежения «Юаньван-7» отправляется в Атлантический океан

Китайское судно слежения и контроля за полетами космических кораблей «Юаньван-7» отправляется в Атлантику для выполнения миссии спутникового мониторинга на море, сообщает агентство Синьхуа.

Судно в четверг вышло из порта китайского департамента слежения и контроля за спутниками на море в провинции Цзянсу. «Юаньван-7» впервые выполняет миссию в Атлантике.

На настоящий момент только один корабль из семейства «Юаньван» — «Юаньван-3» совершал миссии в данном океане.

«На этот раз назначенный морской район является удаленным, а маршрут — новым. По нашим оценкам, судно будет плыть по волнам выше 4 метров в течение более 10 дней, что является более трудным путешествием, чем раньше», — сказал капитан судна Ни Люго.

Перед отправкой члены экипажа были изолированы на судне, а каюты продезинфицированы для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. Они завершили подготовку медикаментов и провели проверку оборудования для обеспечения успеха миссии.

«Юаньван-7» был разработан с использованием новейших технологий в области судостроения, космических измерений и управления, морской метеорологии и судоходства.

С момента введения в эксплуатацию в 2016 году «Юаньван-7» совершил 13 рейсов и выполнил 21 миссию в Тихом океане и Индийском океане, включая слежение на море за второй китайской космической лабораторией «Тяньгун-2», лунным зондом «Чанъэ-4» и спутниками «Бэйдоу».

27.02.2020 Хайнань возобновил строительство космического городка на фоне спада вспышки коронавируса

Власти южнокитайской провинции Хайнань возобновили работу по созданию международного космического городка в северо-восточной части острова после спада эпидемии коронавируса, передает ТАСС. Об этом сообщил отдел пропаганды парткома города Вэньчана, где ведется строительство.

"Необходимо приложить все возможные усилия для продвижения строительства международного космического городка, оказать еще большее содействие развитию Вэньчана", - говорится в материале, опубликованном на официальной странице партийной структуры в социальной сети WeChat.

В тексте отмечается, что администрация города продолжит активно бороться с коронавирусом и будет одновременно уделять пристальное внимание мерам по оживлению экономики. Помимо космической отрасли власти намерены интенсивно развивать сельское хозяйство, реализовывать проекты по окончательной ликвидации бедности, привлекать в регион предприятия, выпускающие продукцию с высокой степенью переработки.

"Необходимо повышать политическое самосознание, менять стиль работы, стараться изо всех сил, улучшать условия для коммерческой деятельности, - заявил секретарь парткома Вэньчана Чжун Минмин. - Мы должны полностью выполнить 13-й пятилетний план (2016-2020) по созданию в стране среднезажиточного общества, придать новый облик международному космическому городку в Вэньчане".

На Хайнане ведется строительство научно-исследовательского комплекса, который, как и проект будущей национальной орбитальной станции, позволит КНР наращивать сотрудничество с другими странами в изучении и освоении космического пространства. Площадь объекта превысит 12 кв. км, проект курирует специальное региональное ведомство. Одновременно власти ведут работу по совершенствованию инфраструктуры. В прилегающем к местному космодрому населенном пункте планируется существенно улучшить социальные сферы образования, медицинских услуг, культуры и спорта, довести до максимально высокого уровня многочисленные коммерческие услуги населению.

27.02.2020 Почва на обратной стороне Луны оказалась очень пористой

Луноход миссии "Чанъэ-4" измерил толщину и изучил устройство верхних слоев лунной почвы в кратере фон Кармана на обратной стороне спутницы Земли, передает ТАСС. Она оказалась очень пористой и толстой, пишут китайские планетологи в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

"Мы впервые точно измерили толщину лунного реголита [почвы Луны] при помощи радара. В точке посадки "Чанъэ-4" грунт состоит из крайне податливого и пористого материала, внутри которого скрывается множество булыжников. Скорее всего, он представляет собой смесь из обломков пород, выброшенных из соседних кратеров", - пишут ученые.

Первые предварительные данные по составу пород Ли Чуньлай, руководитель миссии "Чанъэ-4", и его коллеги опубликовали еще в прошлом году, обнаружив на обратной стороне Луны несколько типично "земных" минералов мантии, в том числе оливин и пироксен, которые раньше не находили на поверхности спутницы Земли. Это открытие уже заставило планетологов задуматься о выработке новых теорий формирования Луны.

Получив эти результаты, Ли и его коллеги приступили к анализу данных с радаров "Юйту-2" при помощи которых ученые просветили верхние слои почвы кратера фон Кармана на глубину в четыре десятка метров. Эти замеры, как отмечают исследователи, в последний раз успешно проводились на видимой поверхности спутницы Земли более полувека назад участниками экспедиции "Аполлон-17". Многие исследователи не были уверены, что реголит присутствует на обратной стороне Луны в том же виде, что и на ее видимой половине.

Данные, полученные луноходом, указали на то, что реголит присутствует как на видимой, так и на обратной стороне Луны, но при этом он оказался очень пористым и толстым в кратере фон Кармана. По словам ученых, это говорит в пользу того, что этот покров возник в результате нескольких "бомбардировок" места посадки зонда обломками пород из соседних кратеров, произошедших в разные эпохи жизни Луны.

Вдобавок, замеры "Юйту-2" указали на то, что реголит оказался разделен на три разных слоя, каждый из которых отличается от соседей по структуре и свойствам. Верхний слой почвы толщиной в 12 метров был крайне однородным по составу, тогда как следующая прослойка грунта содержит в себе вкрапления мелких и крупных булыжников, чей диаметр может достигать метра.

Последний слой почвы, расположенный на глубине в 24-40 метров, состоит из перемежающихся прослоек булыжников и пескообразного реголита. Что скрывается под ним, ученые пока не могут сказать, так как радар "Чанъэ-4" не обладает достаточной мощностью. Как надеются исследователи, анализ новых порций данных, которые сейчас собирают радары на борту лунохода, поможет им проникнуть глубже в недра Луны и раскрыть историю эволюции ее обратной стороны.

26.02.2020 Ещё четыре спутника «Бэйдоу» приняты в эксплуатацию

Четыре новых спутника в рамках навигационной спутниковой системы «Бэйдоу» на днях прошли испытания на орбите и официально присоединились к системе для предоставления услуг по позиционированию, навигации и определению времени, передает Синьхуа.

Эти четыре спутника включают в себя 47-й, 48-й, 52-й и 53-й спутники семейства «Бэйдоу», сообщила Китайская канцелярия по делам спутниковых навигационных систем.

Все они, работающие на средней околоземной орбите, были разработаны Китайским исследовательским институтом космических технологий при Китайском объединении космических технологий.

В том числе, 47-й и 48-й спутники «Бэйдоу» были запущены 23 сентября 2019 года, а запуск 52-го и 53-го спутников был осуществлен 16 декабря 2019 года.

24.02.2020 "Бэйдоу" против COVID-19

Спутники китайской навигационной спутниковой системы "Бэйдоу" помогают стране с высокой точностью из космоса бороться с эпидемией пневмонии, вызванной коронавируса нового типа. /COVID-19/, передает агантство Синьхуа.

В то время, когда Китай строил две временные больницы "Хошэньшань" и "Лэйшэншань" в городе Ухань /провинция Хубэй, Центральный Китай/, эпицентре эпидемии, спутники "Бэйдоу" предоставили услуги по точному позиционированию , что позволяло ускорить строительство этиъ двух временных больниц.

Беспилотники с помощью "Бэйдоу" использовались для распыления дезинфицирующего средства. Полиция в городе Жуйчань провинции Цзянси /Восточный Китай/ использовала беспилотники на базе "Бэйдоу" для патрулирования мест массового скопления людей, чтобы предотвратить тесные контакты между людьми.

Министерство транспорта КНР направило информацию об услугах по профилактике эпидемии и транспортировке более чем 6 млн транспортных средств через терминалы на базе "Бэйдоу", а также предоставило услуги по доставке материалов для неотложной помощи в районы, наиболее пострадавшие от эпидемии.

Корпорация "Почта Китая" /China Post Group Co./ установила 5000 терминалов "Бэйдоу" на своих магистральных транспортных средствах и использовала информацию о местоположении этих машин для осуществления контроля и распределения в режиме реального времени, чтобы обеспечить своевременную доставку материалов для предотвращения эпидемии.

В городе Ухань китайская компания электронной коммерции и логистики JD.com, используя роботы на базе "Бэйдоу", с высокой скоростью доставляли материалы медицинского назначения в изоляторы больниц в городе.

Китайско-французский океанографический спутник введен в эксплуатацию

Китайско-французский океанографический спутник /CFOSAT/ был введен в эксплуатацию после завершения тестирования его на орбите, передает агентство Синьхуа. Об этом сообщили в Министерстве природных ресурсов КНР.

В течение 8 с лишним месяцев тестирования на орбите спутник принял высокоточные данные дистанционного зондирования своим рефлектометром и спектрометром, а наземные станции выполнили требования по обработке данных, сказал главный научный сотрудник CFOSAT Лю Цзяньцян.

Спутник может проводить наблюдения с высоким разрешением за ветровыми полями поверхности океана, которые используются для мониторинга тайфунов, ураганов, льда в Арктике и Антарктике. Данные наблюдений будут играть важную роль в глобальном мониторинге морской среды, предупреждении стихийных бедствий и решении проблем, связанных с изменением климата.

В ходе тестов на орбите спутник генерировал более 20 ТБ данных, которые использовались более чем 40 пользователями в Китае.

21.02.2020 Китайское судно "Юаньван-5" отправилось в Тихий океан для выполнения миссии по мониторингу космических полетов

Китайское судно для слежения за космическими полетами "Юаньван-5" в четверг отправилось в Тихий океан из порта провинции Цзянсу /Восточный Китай/ на выполнение мониторинга полетов космических аппаратов на море, передает Синьхуа.

Это первое плавание "Юаньван-5" в этом году.

Перед окончанием каникул по случаю праздника Весны /традиционный китайский Новый год по лунному календарю/ экипаж судна собрался и был помещен на карантин на борту корабля, чтобы предотвратить новую коронавирусную эпидемию. Члены экипажа подготовили соответствующие медикаменты и разработали планы действий в чрезвычайных ситуациях.

"Они по плану проверили помещения и провели репетиции, чтобы обеспечить успех миссии", - сказал капитан корабля Лю Цзяньфэй.

"Юаньван-5" - китайское судно третьего поколения для слежения за космическими полетами, в основном выполняет задачи слежения на море и наблюдения за спутниками на высоких, средних и низких орбитах, космическими кораблями и планируемой космической станцией.

К настоящему времени этот корабль уже 63 раза благополучно выполнял миссии на море, включая слежение за космическими кораблями "Шэньчжоу", зондами "Чанъэ" и спутниками "Бэйдоу", сохранив при этом стопроцентный показатель успешности.

20.02.2020 В Китае запущены четыре экспериментальных спутника

19 февраля 2020 года в 21:07 UTC (20 февраля в 00:07 ДМВ) с 3-й площадки космодрома Сичан осуществлен пуск РН “Чанчжэн-2D” (Y61), которая вывела на орбиту четыре экспериментальных спутника.

Как заявил председатель правления Китайской корпорации аэрокосмической науки и техники (CASC) У Яньшэн, "это не просто одноразовый успешный запуск, поскольку он был осуществлен в особое время, когда весь Китай решительно борется распространением нового коронавируса. <…> Он свидетельствует, что наша корпорация на деле предпринимает все необходимые усилия в соответствии с важными распоряжениями председателя КНР Си Цзиньпина".

Как отмечается в распространенном заявлении, вывод космических аппаратов на орбиту был осуществлен с соблюдением всех предосторожностей, необходимых для недопущения распространения вируса.

18.02.2020 "Чанъэ-4" вышел из спячки

Космический аппарат "Чанъэ-4" во вторник вышел из спящего режима и возобновил работу на обратной стороне Луны. Луноход "Юйту-2", который "Чанъэ-4" доставил на поверхность спутника, заработал днем ранее, передает ТАСС. Об этом пишет Центр программы освоения Луны и космического пространства при Государственном космическом управлении КНР.

Аппарат вышел из "спячки" во вторник, в 06:57 по пекинскому времени (01:57 мск), луноход заработал еще в понедельник. "Оба находятся в нормальном рабочем состоянии", – сообщает китайское космическое агентство.

17.02.2020 Четыре спутника навигационной системы "Бэйдоу" начали свою работу в сети

Четыре спутника навигационной спутниковой системы "Бэйдоу" недавно прошли испытания на орбите и начали работу в сети, передает Синьхуа. Об этом сообщает Канцелярия по управлению спутниковой навигационной системой КНР.

Это были 41-й, 49-й, 50-й и 51-й спутники семейства "Бэйдоу", уточняет ведомство.

41-й спутник "Бэйдоу", запущенный 1 ноября 2018 года, работает на геостационарной орбите. 49-й был запущен на наклонную геосинхронную орбиту Земли 5 ноября 2019 года. Оба аппарата были разработаны Китайской академией космических технологий при Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологий.

50-й и 51-й спутники "Бэйдоу", запущенные 23 ноября 2019 года, работают на средней околоземной орбите, они были разработаны НИИ инновационных разработок микроспутников при Академии наук КНР.

14.02.2020 РН "Чанчжэн-7А" вывезена на стартовый комплекс

Как сообщает NASASpaceFlight, сегодня на китайском космодроме Вэньчан состоялся вывоз на стартовую позицию РН “Чанчжэн-7А”. Ракета установлена на площадке № 201, где с ней начали работать стартовые команды. Ее запуск запланирован на март текущего года.

А.Ж

06.02.2020 На околоземной орбите отслеживается 19952 объекта искусственного происхождения

Согласно данным издания Orbital Debris Quarterly News (Volume 24, Issue 1, February 2020), по состоянию на 4 января 2020 г. американскими средствами контроля за космическим пространством на околоземной орбите отслеживались 19952 объекта искусственного происхождения. Это на 173 объекта больше, чем было тремя месяцами ранее.

Из этого числа, 5301 – работающие и “умершие” космические аппараты (+ 120), 14651 – ступени ракет, разгонные блоки и другие обломки (+ 53).

По масштабам “засорения” орбиты на первом месте находятся США. На их счету 6840 объекта (+ 147). Это и не удивительно – все спутники системы Srarlink числятся за американцами.

Кстати, американцы удерживают “лидерство” уже почти год. До этого больше всего мусора было “записано” за россиянами.

На втором месте Россия – 6650 объектов (+ 15).

Третьим “идет” Китай – 4107 объектов (+ 18).

Далее, с большим отрывом идут: Франция – 576 (+ 3), Япония – 297 (+ 2), Индия – 233 (– 26), Европейское космическое агентство – 148 объектов (+ 1).

На все прочие страны приходится 1101 объект (+ 13).

06.02.2020 На обратной стороне Луны завершился 14-й рабочий день китайского лунохода

Китайский луноход «Юйту-2» («Нефритовый заяц-2») преодолел 367,25 метра по поверхности обратной стороны Луны для проведения научных исследований ее неизведанной территории, передает Синьхуа.

Посадочный модуль и луноход китайского космического зонда «Чанъэ-4» завершили работу в 14-й лунный день и перешли в спящий режим с приходом лунной ночи, сообщили в Центре лунных исследований и космической программы при Китайском национальном космическом управлении (CNSA).

Научные приборы на посадочном модуле и луноходе работали в плановом порядке, при этом детектор нейтронного излучения и низкочастотный радиоспектрометр на посадочном модуле функционировали в нормальном режиме и получили прямые исследовательские данные, в то же время спектрометр ближнего инфракрасного диапазона, панорамная камера и детектор нейтрального атома на луноходе выполнили заданные исследовательские задачи.

06.02.2020 Китайская ракета-носитель "Чанчжэн-5Б" доставлена на космодром Вэньчан

Китайскую ракету-носитель "Чанчжэн-5Б" /Long March-5B или "Великий поход-5"/ 5 февраля доставили на космодром в провинции Хайнань /Южный Китай/ после недельной перевозки железнодорожным и морским транспортом, передает Синьхуа. Об этом сообщила Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники.

На космодроме Вэньчан ракета-носитель пройдет совместные испытания с прототипом основного модуля китайской космической станции. Планируется, что в апреле текущего года она совершит свой первый полет и выведет на орбиту прототип нового китайского пилотируемого корабля.

05.02.2020 На космодром Вэньчан доставлен спутник TJSW-6

В китайских социальных сетях сообщается, что во вторник транспортным самолетом Ан-124-100 “Руслан” российской авиакомпании “Волга-Днепр” на космодром Вэньчан доставлен экспериментальный спутник TJSW-6 (Tongxin Jishu Shiyan Weixing-6). На околоземную орбиту он должен быть выведен с помощью РН “Чанчжэн-7А”, уже находящейся на космодроме. Старт предварительно запланирован на март нынешнего года.

02.02.2020 РН “Чанчжэн-5В” доставлена в порт Цинлань

Как сообщают китайские СМИ, в субботу в порт Цинлань на о. Хайнань вошли транспортные суда “Юаньван-21” и “Юаньван-22” с блоками РН “Чанчжэн-5В” и вспомогательным оборудованием к ним. В ближайшее время груз будет перегружен с корабля на автотранспорт и доставлен на космодром Вэньчан для предстартовой подготовки. Ракета будет использована либо для запуска базового блока будущей китайской орбитальной станции, либо для тестового полета прототипа нового китайского пилотируемого космического корабля.

01.02.2020 Немного статистики: Пусковая деятельность стран мира в январе 2020 г.

В январе 2020 г. состоялось семь пусков ракет-носителей. Все старты были успешными.

Три запуска произвел Китай, два – США, а точнее Илон Маск, один – компания Arianespace, один – компания Rocket Lab.

На околоземную орбиту были выведены 129 искусственных спутников Земли. Еще один космический аппарат был запущен с борта МКС. Итого: 130 спутников за один месяц. Это самый высокий показатель за все годы космической эры.

В качестве мест старта дважды использовалась Станция ВВС США “Мыс Канаверал”, по одному разу китайские космодромы Сичан, Тайюань и Цзюцюань, а также космодром Куру во Французской Гвиане и космодром Махиа в Новой Зеландии.

Возможно, пусковая активность в феврале возрастет. Если не будет новых переносов сроков, в космос могут отправиться до 12 носителей, а число запущенных космических аппаратов может превысить 180.