Архив Новостей  Январь 2020 г

31.01.2020 В ближайшие два года в мире могут начаться пуски 47 новых моделей ракет-носителей

Около 47 моделей новых ракет могут начать запускать в мире в 2020-2021 годах, передает ТАСС. Об этом говорится в презентации представителя ЦНИИмаш Игоря Кузнецова, представленной в пятницу в рамках XLIV Академических чтений по космонавтике памяти С. П. Королева.

"Продолжается расширение мирового парка средств выведения. В 2020-2021 годах могут начаться пуски 47 новых моделей ракет-носителей", - говорится в презентации.

Сейчас существует более 70 моделей ракет свыше 40 различных типов, отмечается в презентации.

29.01.2020 Китайская академия наук поделилась планами космических исследований

В ближайшие три-четыре года Китай планирует запустить больше спутников для космических исследований, передает Синьхуа. Об этом сообщили в Академии наук Китая (АНК).

Спутники, как ожидается, будут применяться для обнаружения электромагнитных сигналов, связанных с гравитационными волнами, исследования активности солнечных вспышек, проведения исследований в области астрономии и взаимодействия между солнечным ветром и магнитосферой Земли.

Четыре запланированные задачи включают в себя проекты GECAM (панорамный телескоп для наблюдения электромагнитных аналогов гравитационных волн), ASO-S (передовая солнечная обсерватория космического базирования), зонд Эйнштейна, а также проект под названием SMILE, который предназначен для изучения взаимодействия между солнечным ветром и магнитосферой Земли.

23.01.2020 Китай планирует запустить зонд для исследования Марса в июле 2020 года

Китай планирует исполнить в июле 2020 года свою первую миссию по исследованию Марса, в рамках чего будет запущен зонд для исследования этой планеты. Об этом сообщила в четверг газета "Чжунго цинняньбао" /"Китайская молодежь"/.

Китай впервые сообщил о месяце, когда именно будет исполняться миссия по исследованию Марса.

Зонд будет запущен с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-5 Y4", сообщило издание с ссылкой на данные Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологий /CASC/.

23.01.2020 “Космический диалог” США и Китая

Как сообщает SpaceNews, весной нынешнего года может состояться двухсторонняя встреча официальных представителей США и Китая по вопросам сотрудничества в сфере гражданского космоса. “Космический диалог” стороны ведут уже достаточно давно, однако конкретных результатов так и не достигнуто. Тем более, что с момента предыдущей встречи прошло уже более двух лет. Однако стороны полны оптимизма и надеются договориться хоть о чем-нибудь.

22.01.2020 Китай выпустил англоязычный журнал об исследованиях в сфере спутниковой навигации

Англоязычный журнал о научных исследованиях в сфере спутниковой навигации выпущен Академией наук Китая /АНК/ совместно с издательским учреждением Springer Nature, передает агентство Синьхуа.

Академический журнал "Satellite Navigation" выпускается в онлайн формате с открытым доступом, сообщил во вторник один из спонсоров данного журнала - Аэрокосмический информационный исследовательский институт при АНК.

Новый журнал призван представлять новые результаты развития теории и применения технологий в сфере спутниковой навигации. В нем будут публиковаться авторские статьи, обзоры и комментарии по исследованиям, связанным с сигналами спутниковой навигации, методами помехозащиты, интеллектуальными приложениями и другими темами.

Главным редактором журнала выступает заместитель главного конструктора китайской спутниковой навигационной системы "Бэйдоу", академик АНК Ян Юаньси. В редакционную коллегию входят более 40 экспертов из Китая, Германии, Великобритании, США, России и других стран.

В первом номере журнала опубликована статья, посвященная вопросам основных функций и будущего развития системы "Бэйдоу", которая была написана Ян Юаньси и его исследовательской командой.

Кроме того, в первом номере также выпущена статья о сенсорных технологиях для навигационных приложений, автором которой является канадский ученый Насер Эль-Шейми.

Эти статьи можно найти на сайте журнала: https://satellite-navigation.springeropen.com.

20.01.2020 Основной модуль китайской космической станции и китайский пилотируемый космический корабль нового поколения прибыли на космодром Вэньчан

Спустя неделю перевозки морским и железнодорожным транспортом прототип основного модуля китайской космической станции и прототип китайского пилотируемого космического корабля нового поколения прибыли на космодром Вэньчан в провинции Хайнань /Южный Китай/, передает агентство Синьхуа. Об этом сегодня сообщили в Канцелярии программы пилотируемых космических полетов Китая.

Основной модуль примет участие в совместных испытаниях с ракетой-носителем "Чанчжэн-5Б", а новый пилотируемый корабль совершит свой первый полет в первой половине текущего года. Это означает скорый старт строительства китайской космической станции в космосе, заявили в канцелярии.

Основной модуль, названный "Тяньхэ" /"Небесная гармония"/, будет выполнять роль центра управления и контроля космической станции. Модуль имеет длину 16,6 м, диаметр 4,2 м и стартовую массу 22,5 тонны.

Будучи самым крупным космическим аппаратом, разработанным в КНР, "Тяньхэ" сможет принимать на длительный срок до трех космонавтов и функционировать как космическая лаборатория, где будут проводиться научные эксперименты и технические тесты.

Пилотируемый космический корабль нового поколения имеет длину 8,8 м и стартовую массу 21,6 тонны. Он будет использоваться для доставки экипажей на космическую станцию и при проведении китайских пилотируемых полетов на Луну.

20.01.2020 Китайская ракета-носитель "Чанчжэн-5Б" совершит первый полет
в первой половине 2020 года

Китайская ракета-носитель "Чанчжэн-5Б" /Long March-5B, или "Великий поход-5"/ прошла испытания и экспертизу перед тем, как покинуть завод, и, как ожидается, совершит свой первый полет в первой половине 2020 года. Об этом сообщили в Канцелярии программы пилотируемых космических полетов Китая.

Экспертизы, проведенные Китайской корпорацией аэрокосмической науки и техники, показали, что ракета-носитель соответствует требованиям, предъявляемым к полету.

"Чанчжэн-5Б", модифицированная версия ракеты-носителя "Чанчжэн-5", обладает наибольшей грузоподъемностью на низкой околоземной орбите среди всех китайских ракет-носителей и будет использоваться для запуска модулей китайской космической станции.

Китай планирует завершить строительство своей космической станции примерно в 2022 году. Космическая станция, весом 66 тонн, будет иметь форму буквы "Т" с базовым модулем "Тяньхэ-1" в центре и двумя лабораторными модулями под названиями "Вэньтянь" и "Мэнтянь" с каждой стороны.

Кроме того, капсула с большим оптическим телескопом будет летать на той же орбите, где будет находиться космическая станция Китая, сообщает агентство Синьхуа.

20.01.2020 Китайский зонд "Чанъэ-4" возобновил работу на 14-й лунный день

Посадочный модуль и луноход китайского космического зонда "Чанъэ-4" возобновили работу на 14-й лунный день на обратной стороне Луны после "сна" в чрезвычайно холодную ночь.

По сообщению Центра лунных исследований и космической программы при Китайском национальном космическом управлении /CNSA/, оба аппарата работают в нормальном режиме.

Китайский зонд "Чанъэ-4", запущенный 8 декабря 2018 года, совершил первую в мире мягкую посадку в районе кратера Фон Карман бассейна Южный полюс - Эйткен на обратной стороне Луны 3 января 2019 года.

Луноход "Юйту-2" проработал намного дольше своей проектной жизни /три месяца/, став луноходом-"долгожителем" на естественном спутнике Земли, сообщает агентство Синьхуа.

20.01.2020 Ракета «Чанчжэн-5» для марсианской миссии готова к сборке

Водородно-кислородный двигатель большой тяги для китайской ракеты «Чанчжэн-5»  Y4 прошёл 100-секундное испытание в воскресенье днем в Пекине, сообщает сайт "Новости авиации и космонавтики".

Успешное испытание означает, что двигатель соответствует требуемому стандарту и ракета готова к окончательной сборке.

Это второй водородно-кислородный двигатель большой тяги в Китае после успешного запуска ракеты «Чанчжэн-5» Y3.

— Эксперимент прошел гладко. В ближайшие дни мы проведем тщательный анализ данных и тщательное изучение продукта. Если все будет в порядке, двигатель будет отправлен в Тяньцзинь для окончательной сборки ракеты "Чанчжэн-5" Y4, которая будет выполнять миссию отправки зонда на Марс»,-сказал Ван Вэйбинь, заместитель главного конструктора "Чанчжэн-5".

20.01.2020 Китай разработал и запустил более 40 коммерческих спутников в 2019 году

В 2019 году Китай разработал и запустил более 40 коммерческих спутников, передает Синьхуа. Об этом говорится в Синей книге, опубликованной на днях Китайской корпорацией аэрокосмической науки и технологий /CASC/.

Как сообщается, большинство запущенных в прошлом году коммерческих спутников были наноспутниками весом менее 100 кг, охватывающими такие сферы, как телекоммуникации, дистанционное зондирование и технические испытания.

В частности, в 2019 году Китай разработал и запустил 20 коммерческих спутников дистанционного зондирования, в результате чего общее число таких спутников, находящихся на орбите, составило около 40.

В прошлом году страной также были запущены более 10 коммерческих технологических экспериментальных спутников, при этом на орбите в общей сложности насчитывается свыше 20 таких космических аппаратов.

Согласно документу, в настоящее время в Китае на фоне бурного развития сферы коммерческих спутников, быстрыми темпами растет количество производителей спутников, в том числе традиционных и коммерческих аэрокосмических предприятий.

По словам директора пекинского института информации о космической науке и технике Юй Мяо, коммерческие аэрокосмические предприятия, занимающиеся эксплуатацией спутников, исследованием данных и анализом информации, способствуют интеграции космонавтики и других отраслей промышленности.

Для содействия дальнейшему развитию коммерческой космонавтики Китай вырабатывает политический курс, направленный на привлечение большего капитала для разработки, запуска и эксплуатации коммерческих спутников.

Страна также расширяет доступ к цепочке поставок для большего числа участников в данной сфере, с целью содействия обменам ресурсами, развитию технологий и созданию новых бизнес-моделей, говорится в Синей книге.

18.01.2020 Представлена "Синяя книга" о китайских космических достижениях и будущих миссиях

В 2020 году Китай установит новый рекорд по космическим запускам, передает агентство Синьхуа.

Согласно обнародованному сегодня в Пекине плану, в текущем году планируется осуществить более 40 запусков, выведя на орбиту свыше 60 космических аппаратов.

"В этом году интенсивные запуски продолжатся", -- заявил директор Отдела космонавтики Китайского объединения космических технологий /CASC/ Шан Чжи на пресс-конференции, на которой была представлена "Синяя книга" о китайских космических достижениях и будущих миссиях.

По словам Шан Чжи, три главные миссии -- это завершение формирования системы спутниковой навигации "Бэйдоу-3", исследование Луны и создание сети спутников наблюдения "Гаофэн".

Два спутника "Бэйдоу" будут выведены на геостационарную орбиту в первой половине 2020 года. На этот год также запланированы пуски лунного зонда "Чанъэ-5", который должен доставить на Землю лунные образцы, и первого китайского марсианского зонда.

Кроме того, в 2020 году пройдут первые полеты трех ракет-носителей нового типа: "Чанчжэн-5Б", "Чанчжэн-7А" и "Чанчжэн-8".

Ракеты "Чанчжэн-5" будут запущены трижды, выведя в космос пилотируемый космический корабль нового поколения, марсианский зонд и зонд "Чанъэ-5".

Согласно "Синей книге", в текущем году CASC также запустит несколько спутников для китайской системы гражданской космической инфраструктуры, а также планирует осуществить серию коммерческих запусков.

18.01.2020 В Китае завершен ремонт судна слежения за космическими кораблями

В Китае завершен первый по счету ремонт судна слежения за космическими кораблями "Юаньван-6", последовавший после предыдущих походов этого судна. В настоящее время его готовят к будущим миссиям, передает агентство Синьхуа.

Судно в настоящее время находится в порту на восточном побережье Китая. Оно является представителем третьего поколения кораблей слежения за космическими объектами серии "Юаньван".

Девятимесячный ремонт начался в апреле 2019 г. на верфи Цзяннань в Шанхае. Судно ремонтируется впервые с момента ввода в эксплуатацию в 2008 г. В результате ремонтных работ была усовершенствована система управления корабля и повышена работоспособность корабельного оборудования.

По данным китайских ведомств, отвечающих за слежение и контроль над космическими кораблями, судно в ближайшее время отправится в миссии, в рамках которых с моря будут вестись интенсивные наблюдения за космическими объектами.

16.01.2020 В Китае запущен экспериментальный телекоммуникационный спутник

16 января 2020 г. в 03:02 UTC (06:02 ДМВ) с космодрома Цзюцюань осуществлен пуск РН “Куайчжоу-1А” (Y9, “Фу Цянфу”) с с экспериментальным телекоммуникационным спутником Yinhe-1 [“Галактика-1”]. Пуск успешный, космический аппарат выведен на околоземную орбиту.

15.01.2020 В Китае запущен КА ДЗЗ “Цзилинь-1 Куанфу-01”

15 января 2020 г. в 02:53:04.636 UTC (05:53:05 ДМВ) с 9-й площадки космодрома Тайюань осуществлен пуск РН “Чанчжэн-2D” (Y58) со спутником ДЗЗ “Цзилинь-1 Куанфу-01”. Пуск успешный, космический аппарат выведен на околоземную орбиту.

КА Куанфу-01 создан компанией Changguang Satellite Technology. Предназначен для проведения фотосъемки Земли со сверхвысоким разрешением и видеосъемки.

В качестве попутного груза запущены три малых спутника: аргентинские Sophie (NuSat-7) и Marie (NuSat-8), и китайский”Тяньци-4”.

14.01.2020 Китай построит спутниковую наземную станцию в Эфиопии

Китай в сотрудничестве с Эфиопским институтом космической науки и техники (ESSTI) построит спутниковую наземную станцию в Эфиопии. Об этом сообщает журнал “Всё о космосе” со ссылкой на издание Africanews.

Пекин и Аддис-Абеба все еще находятся за столом переговоров, однако глава ESSTI, д-р Соломон Белай (Dr Solomon Belay) сообщил, что проект планируется реализовать в ближайшие три года.

Белай добавил, что наземная станция приема спутниковых данных будет идеально расположена, поскольку в столице Эфиопии Аддис-Абебе находится штаб-квартира Африканского союза.

14.01.2020 В Китае пытаются разработать аэробаллистическую версию ракеты DF-21

Военное руководство Китая собирается поменять вооружение на новой модификации бомбардировщика H-6N. Речь идет о разработке местными инженерами аэробаллистической версии ракеты DF-21, сообщает интернет-издание "Дни24".

В рамках большой программы по расширению возможностей дальнего удара своего огромного бомбардировочного флота Народная освободительная армия Китая приступила к разработке аэробаллистической ракеты для своих H-6N. Известно, что этот боевой самолет является последней модификацией российского Ту-16. Новые спутниковые снимки с авиабазы в Центральном Китае подтверждают факт создания нового вооружения, которое будет опираться на платформу боеголовок типа DF-21.

По информации китайских СМИ, на фотографиях с космоса эксперты заметили массо-габаритный макет, который послужит примером для оснащения национальной армии аналогом российских ракет Кинжал и американского комплекса AGM-183A ARRW. Напоминаем, что DF-21 представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракету с одной боеголовкой средней дальности (до 1,5 тыс. км), которая при дислокации в провинции Гуандун дает возможность ВС КНР поражать цели как в Тайваньском проливе, так и в северной части Южно-Китайского моря. В комплекте с мощностью бомбардировщика H-6N новая разработка станет грозным оружием в руках китайцев.

14.01.2020 Россия и КНР обсуждают строительство в космосе большого телескопа

Специалисты России и Китая подготовили совместную концепцию проекта первого в мире крупного космического телескопа, сборку которого необходимо вести на околоземной орбите под присмотром космонавтов роботизированными манипуляторами, а для запуска элементов потребуется сверхтяжелая ракета, рассказал РИА Новости заместитель директора Института астрономии РАН Михаил Сачков - один из исполнителей проекта.

"Китайские коллеги обратились в наш институт, чтобы мы стали научной организацией телескопа, который они собираются продвигать. От нас они хотели бы получить научное обоснование проекта, а также участие научными приборами. То есть телескоп делают они, а спектрограф - Россия. У нас задел по научной аппаратуре имеется", - рассказал Сачков.

По его словам, Китай со своей стороны вложит в проект технологии производства зеркал для космического телескопа и технологии сборки крупных структур в космосе. Соответствующий опыт КНР планирует получить в ближайшие годы во время развертывания на своей орбитальной станции двухметрового телескопа, пояснил Сачков.

Проект российско-китайского телескопа On-orbit Assembling Space Telescope (OAST) разрабатывается Институтом оптики, точной механики и физики Китайской академии наук и Институтом астрономии РАН. Телескоп должен стать своеобразным ответом на американский телескоп James Webb Space Telescope (создается на замену Hubble Space Telescope), пояснил Сачков.

Ученый рассказал, что создание 10-метрового космического телескопа пока не включено ни в китайские, ни в российские космические программы, поэтому не имеет финансирования и выполняется учеными двух стран в инициативном порядке.

"Пока мы готовим инженерную записку по проекту, чтобы потом ее предложить "Роскосмосу" и РАН", - сказал Сачков.

"В проекте нужно участвовать, потому что если Китай взялся, то он в любом случае сделает, но самостоятельно", - сказал ученый.

Создание телескопа, по словам Сачкова, займет не менее 10 лет, соответственно, он может быть создан в 2030-х годах.

"Крупный космический телескоп оптического, ультрафиолетового и инфракрасного диапазонов, безусловно, будет одним из ключевых инструментов для исследования Вселенной в этот период", - говорится, в свою очередь, в совместном докладе специалистов двух стран (с соавторством Сачкова), опубликованном в научном журнале "Вестник НПО им. Лавочкина".

OAST должен будет вести наблюдения в диапазонах от ближнего ультрафиолета до среднего инфракрасного. Общим с американским телескопом James Webb у него станет принцип сборки - большого зеркала из шестигранных сегментов. Если у американского телескопа их 12, объединенных в 6,5-метровое зеркало, то российско-китайский телескоп должен быть 10-метровым и состоять из 36 сегментов.

Такие габариты, по данным ученых, невозможно собрать и протестировать на Земле, поэтому сборку и юстировку впервые в истории предлагается проводить на орбите под присмотром экипажа рядом находящейся космической станции. Саму сборку предполагается вести с помощью двух роботизированных манипуляторов. После этого уже готовый и протестированный телескоп будет отправлен в точку либрации L2 системы Земля-Солнце, где гравитация планеты и звезды равносильны, а значит, космический аппарат все время находится в одной точке.

Для запуска составных частей телескопа OAST на околоземную орбиту потребуется, по расчетам ученых, один пуск разрабатываемой в России сверхтяжелой ракеты, либо три пуска ракеты тяжелого класса. К таким ракетам относятся российские "Ангара" и "Протон", однако ученые в качестве примера указывают возможный запуск на китайской ракете CZ-5B.

В случае успешной сборки и работы телескопа в космосе для его обслуживания, ремонта и модернизации предлагается отправить специальный обслуживающий космический аппарат. В этом случае срок службы телескопа превысит 30 лет, говорится в статье.

При этом для обзора всей видимой Вселенной телескопу хватит одного года. Помимо общего обзора неба, ученые планируют получать снимки разнообразных астрофизических объектов в разных диапазонах, изучать экзопланеты (планеты у других звезд) и атмосферы у экзопланет, подобных Земле и Венере.

13.01.2020 Ян Ливэй: новая партия тайконавтов это военные лётчики, инженеры и ученые

В минувшую среду, первый космонавт КНР Ян Ливэй в эксклюзивном интервью журналистам издания China Daily представил информацию о ходе отбора третьей группы тайконавтов. Он сообщил, что в новую партию кандидатов на космический полёт войдут как военные летчики, так и гражданские лица. В число новой группы будут включены инженеры, отвечающие за обслуживание и сборку оборудования станции, а также учёные для выполнения исследований, экспериментов и других работ на околоземной орбите. Несколько кандидатов будут отобраны из числа медработников.

Всей работой по отбору, которая проводится с 2017 года в три этапа, занимается Китайский научно-исследовательский центр подготовки тайконавтов. Предполагается, что будет отобрано от 17 до 18 человек для полёта в космос. Ян Ливэй рассказал, что большая часть работы по отбору третьей группы уже завершена, и отобранные кандидаты будут представлены в первой половине этого года и приступят к обучению.

13.01.2020 Китай поможет Узбекистану в изучении спутниковых технологий

Специалисты из Узбекистана в аэрокосмической отрасли пройдут стажировку в Китае, передает ИА REGNUM. Соответствующая договоренность была достигнута на встрече министра инновационного развития Узбекистана Иброхима Абдурахмонова и президента Китайской аэрокосмической международной торговой компании «Великий поход» Чжао Цзюньчао, сообщили в пресс-службе узбекистанского министерства.

Во время переговоров стороны договорились о сотрудничестве в области изучения и развития космических и спутниковых технологий. Планируется также запустить совместные проекты в области спутниковых технологий и дистанционного зондирования земли.

13.01.2020 РН “Чанчжэн-7А” доставлена на космодром Вэньчан

В понедельник на космодром Вэньчан доставлена РН “Чанчжэн-7А”, предназначенная для запуска весной нынешнего года секретного военного спутника TSJ-6. Накануне контейнеры с составными частями носителя прибыли на борту транспортного судна “Юаньван-21” в морской порт Цинлань. Оттуда груз наземным транспортным был отправлен непосредственно на космодром.

12.01.2020 "Небесный глаз Китая" введен в эксплуатацию

Китайский сферический радиотелескоп с пятисотметровой апертурой /FAST/, также известный как "Небесный глаз Китая", в субботу прошел государственную приемку и был официально введен в эксплуатацию, сообщает агентство Синьхуа.

Телескоп размером с 30 футбольных полей, известный как “небесный глаз” Китая, поможет ученым в охоте на внеземную жизнь.

FAST расположен в юго-западной провинции Китая Гуйчжоу между склонами гор.

Строительство телескопа завершили еще 25 сентября 2016 года, после чего последовали процедуры отладки и тестирований. В настоящее время он получил национальное разрешение на начало работы.

12.01.2020 Китай назвал 10 важнейших научно-технических событий в 2019 году

В Пекине сегодня представили списки 10 важнейших научно-технических событий 2019 года в Китае и мире, передает агентство Синьхуа. Они были совместно составлены Академией наук Китая и Инженерной академией Китая.

В число важнейших научно-технических событий Китая, в частности, вошла первая в истории человечества мягкая посадка на обратной стороне Луны китайского модуля "Чанъэ-4", открытие китайскими астрономами крупнейшей черной дыры, а также успешное завершение орбитальных испытаний первого китайского спутника "Тайцзи-1" для обнаружения гравитационных волн.

В список также вошли разработка нового типа нейроморфного процессора, способного имитировать работу нейронов и находка окаменелой нижней челюсти древнего денисовского человека, жившего более 160 тыс лет назад.

В топ-10 мировых научно-технических событий вошли публикация первого изображения черной дыры, посадка японского зонда "Хаябуса-2" на поверхность астероида Рюгу и отбор проб, а также одобрение Еврокомиссией для официального применения первой вакцины от вируса Эбола.

07.01.2020 Судно "Юаньвэн-21" вышло в море

Как сообщают китайские СМИ, грузовое судно “Юаньван-21” вышло из порта Тяньцзинь с секциями ракеты-носителя “Чанчжэн-7”. Планируется доставка груза на космодром Вэньчан для дальнейшей подготовки к запуску, запланированному на весну наступившего года.

07.01.2020 В Китае запущен спутник TJSW-5

7 января 2020 г. в 15:20:14.977 UTC  UTC (18:20:15 ДМВ) с космодрома Сичан осуществлен пуск (код пусковой операции 07-112) РН “Чанчжэн-3В/G2” (Y62) со спутником СПРН TJSW-5 [Tongxin Jishu Shiyan Weixing-5]. Пуск успешный, аппарат выведен на расчетную орбиту.

06.01.2020 В Китае провели тестирование силовой установки для обнаружения
в космосе гравитационных волн

Китайские исследователи провели тестирование силовой установки, которой оснащен спутник "Тяньцинь-1". Технология, возможно, будет использована для обнаружения гравитационных волн в космическом пространстве, передает агентство Синьхуа.

"Тяньцинь-1" был запущен в космос 20 декабря прошлого года. Научные сотрудники Китайской академии космических технологий при Китайской корпорации аэрокосмической науки и техники /CASC/ тестировали установленный на его борту двигатель с регулируемой тягой на микроньютоновском уровне.

Как пояснили исследователи, сила одного микроньютона приблизительно равна весу волоса длиной один сантиметр. И точность регулируемой тяги у системы силовой установки "Тяньцинь-1" достигает 0,1 микроньютона.

Столь слабая тяга генерируется для того, чтобы непрерывно компенсировать воздействие солнечного давления, атмосферы и других помех на космический аппарат.

Только при условии устранения этих факторов спутник может стать сверхстатичной и сверхустойчивой платформой для обнаружения гравитационного излучения, продолжили они.

"Тяньцинь-1" - это первый научно-экспериментальный спутник в рамках программы "Тяньцинь", выдвинутой университетом имени Сунь Ятсена /пров. Гуандун, Южный Китай/ в 2015 году.

Согласно плану, в космос будут запущены три спутника, образующего равносторонний треугольник вокруг Земли.

"Это похоже на арфу в космосе. Если придут гравитационные волны, то они заденут "струны арфы", - отметил ректор университета, академик Академии наук Китая Ло Цзюнь.

06.01.2020 "Шицзянь-20" достиг геосинхронной орбиты

Самый тяжелый и современный телекоммуникационный спутник Китая "Шицзянь-20" 5 января достиг заданного положения на геосинхронной орбите, ознаменовав успешное выполнение первого полета на базе спутниковой платформы DFH-5, передает агентство Синьхуа. Об этом сообщили в Китайской корпорации космической науки и техники.

Спутник "Шицзянь-20" является первым космическим аппаратом, предназначенным для тестирования спутниковой платформы DFH-5.

По словам его главного конструктора Ли Фэна, к настоящему времени спутник завершил переход на орбиту и протестировал основные технологии спутниковой платформы.

Спутник "Шицзянь-20" был запущен в космос 27 декабря 2019 года с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-5".

04.01.2020 Многообразие ракет в 2019 году

При запусках космических аппаратов в 2019 г. были использованы ракеты-носители 27 типов и семейств. Конечно, данная классификация весьма условна и даёт лишь общее представление об используемых носителях.

В минувшем году арсенал средств выведения у космических держав пополнили: “морской вариант” китайской ракеты “Чачжэн-11”, китайские же частные ракеты-носители “Шуанцюйсянь-1” и “Цзелун-1”. Ещё одна китайская частная ракета “Чунцин” пока летать не научилась, её запуск в 2019 году был аварийным.

Лидерство по количеству использований в минувшем году вернул российский “Союз”. Легендарная “Семёрка” в различных вариантах (2.1а, 2.1б, 2.1в, ФГ, СТ-А и СТ-Б) в 2019 году запускалась 18 раз. Все старты были успешными. В том числе и три пилотируемых запуска. Местами старта, как и раньше, были четыре космодрома на трёх континентах: Байконур, Плесецк, Восточный и Куру в Европе, Азия и Южной Америке.

На втором месте по частоте использования оказался Falcon-9. С учётом двух пусков “тяжелого” варианта он стартовал 13 раз. На восемь стартов меньше, чем годом ранее. Но все пуски также были успешными.

Третье место за семейством китайских носителей “Чанчжэн-3” (В и С). Он стартовал 12 раз.

Остальные носители использовались гораздо реже. Разве что ракета-носитель Electron компании Rocket Lab в три раза увеличил свою активность. Но цифры два и шесть при относительном сравнении, конечно, различаются сильно. А вот при абсолютном сравнении – расхождение не так уж и велико. Но надо признать, что для частников это действительно большой успех. Пусть и локальный. Но успех.

Ещё стоит отметить рост интенсивности использования китайской ракеты “Куайчжоу-1А”. Она в 2019 году летала чаще, чем в прежние годы. А за счёт своей мобильности смогла установить мировой рекорд – 7 декабря за период менее чем шесть часов с одного и того же космодрома (Тайюань) ракета стартовала дважды. И оба раза успешно.

Других особо знаковых событий в области ракетостроения не произошло. Хотя надо отметить возвращение к лётной деятельности китайского тяжелого носителя “Чанчжэн-5”, а также первый полет “пилотируемой” версии ракеты-носителя Atlas-5.

Ну вот, пожалуй, и всё, что можно рассказать о ракетах. Не о проектах ракет, а о тех из них, которые летают, учатся летать или пытаются летать. А не так, как это происходит с нашей “Ангарой”. Её следующий пуск вновь перенесён на 2020 год.

03.01.2020 Судно «Юаньван-5» вернулось в порт после семинедельного плаванья

После безукоризненного выполнения задачи наблюдения и контроля полётов космических спутников морское судно«Юаньван-5» вернулось в порт. За 54 дня им было пройдено 10 тысяч морских миль. В этот раз объектами отслеживания стали 11-ый и 12-ый спутник системы «Бэйдоу-3», а также запущенная в космос ракета «Чанчжэн-5».

За истекший год «Юаньван-5» работал в открытом море 204 дня, пройдя 50 тысяч морских миль. Теперь экипаж ждёт отдых, а корабль — проверка и ремонт, сообщает сайт "Новости авиации и космонавтики" со ссылкой на китайские СМИ.

03.01.2020 Китай может провести более 40 космических запусков в 2020 году

В аэрокосмической отрасли Китая 2020 год обещает быть насыщенным. Ожидается, что число космических запусков превысит 40, сообщили в Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологий /CASC/, передает Синьхуа.

К основным проектам космической деятельности относится и запуск первого в Китае марсианского зонда, лунного зонда "Чанъэ-5", который, как ожидается, доставит на Землю образцы веществ с Луны, заключительный этап текущей программы исследования Луны в Китае, а также завершение работы по развертыванию основного спутникового созвездия в рамках навигационной спутниковой системы "Бэйдоу".

Три новых типа ракет-носителей, включая "Чанчжэн-5Б" /"Великий подход-5Б", CZ-5B/, "Чанчжэн-7A" /"Великий подход-7А", CZ-7A"/ и "Чанчжэн-8" /"Великий подход-8", CZ-8"/, совершат свои первые полеты в 2020 году, сообщила CASC.

Кроме того, будут запущены некоторые коммерческие спутники, а именно спутник APSTAR-6D и экспериментальный спутник для создания спутникового Интернета.

У Яньшэн, председатель правления CASC, сообщил, что корпорация осуществила 27 космических запусков в 2019 году, в результате чего было отправлено в космос 66 спутников.

03.01.2020 Китайский луноход "Юйту-2" преодолел более 357 метров
по поверхности обратной стороны Луны

Китайский луноход "Юйту-2" /"Нефритовый заяц-2"/ преодолел 357,695 метра по поверхности обратной стороны Луны, чтобы провести научные исследования ее неизведанной территории, передает Синьхуа.

Посадочный модуль и луноход китайского космического зонда "Чанъэ-4" по пекинскому времени в четверг завершили работу в 13-й лунный день и перешли в спящий режим с приходом лунной ночи, сообщили в Центре лунных исследований и космической программы при Китайском национальном космическом управлении /CNSA/.

Научные приборы на посадочном модуле и луноходе работали по плану, при этом луноход провел исследования в нескольких точках зондирования, сделал снимки и совершил инфракрасное обнаружение одного из камней на поверхности естественного спутника Земли, сообщили в центре.

02.01.2020 Масштабы китайской индустрии спутниковой навигации «Бэйдоу»
в 2019 году превысят 340 млрд. юаней

Согласно предварительным подсчетам, в 2019 году масштаб отрасли, связанной со спутниковой системой «Бэйдоу», превысит 340 млрд. юаней, пишет газета "Жэньминь жибао". Об этом сообщил сайт "Хуаньцюван" со ссылкой на главу Канцелярии по управлению спутниковой навигационной системой КНР Жань Чэнци.

Жань Чэнци на пресс-конференции Пресс-канцелярии Госсовета КНР заявил, что спутниковая навигационная система «Бэйдоу» является самой большой и сложной космической системой Китая с крупнейшей зоной покрытия и лучшим качеством обслуживания.

Помимо базовых функций, таких как определение местоположения, предоставление точного времени и навигация, «Бэйдоу» также обладает множеством уникальных возможностей обслуживания, включая функциональное дополнение спутникового базирования, точное позиционирование, передача коротких сообщений и международные поисково-спасательные операции.

Высокоточные продукты «Бэйдоу» были экспортированы в более чем 120 стран и регионов всего мира, в том числе в страны АСЕАН, Южной Азии, Восточной Европы, Западной Азии, Африки и т. д.

К настоящему времени вокруг навигационной системы «Бэйдоу» создана полная отраслевая цепочка, включающая в себя чип, печатную плату, антенну, конечное устройство, программное обеспечение, услуги и др. Объем производства чипов системы «Бэйдоу» китайскими компаниями превысил 100 млн.. Согласно прогнозам, в этом году масштабы китайской индустрии спутниковой навигации «Бэйдоу» превысят 340 млрд. юаней, и возможно, достигнут 350 млрд. юаней.

01.01.2020 Новый китайско-бразильский спутник передал первые снимки

Первые кадры аэрокосмической съемки, полученные с помощью нового китайско-бразильского спутника CBERS-4A, успешно переданы на Землю, передает ТАСС. Об этом сообщило во вторник на своем сайте Министерство науки, технологии, инноваций и коммуникаций южноамериканской республики.

"После недели тестирования всех подсистем спутника и череды маневров для его вывода на номинальную орбиту три камеры CBERS-4А были включены над территорией Бразилии на 11 минут, - говорится в заявлении министерства. - Наземная станция Национального института космических исследований (Inpe) Министерства, расположенная в городе Куяба (штат Мату-Гросу), получила и записала необработанные данные с камер WPM, MUX и WFI".

В ведомстве уточнили, что дальнейшие работы по вводу космического аппарата в эксплуатацию продлятся еще три месяца. За это время предстоит проверить радиометричнские и геометрические параметры снимков всех трех камер, настроить программное обеспечение.

01.01.2020 Первый в Китае солнечный парус проверил ключевые технологии на орбите

Солнечный парус "SIASAIL-I", разработанный Шэньянским институтом автоматики при Академии наук Китая, успешно проверил многие ключевые технологии на орбите, передает агентство Синьхуа.

Солнечный парус - космический корабль, приводимый в действие давлением отраженного солнечного света на мембране. Он не потребляет дополнительного химического топлива и рабочей среды во время навигации и отличается малой массой, большим коэффициентом сбора-расширения, низкой себестоимостью, низким энергопотреблением и большой дальностью.

Солнечный парус может применяться во многих областях, включая обнаружение астероидов, мониторинг геомагнитных бурь, исследование полярных солнечных лучей и удаление космического мусора.

После выхода спутниковой платформы на орбиту солнечный парус выполняет техническую проверку через двухступенчатое развертывание. На первом этапе применяется механизм термической резки и пассивного высвобождения, а корпус солнечного паруса выталкивается из спутниковой платформы и поворачивается на 90 градусов, сообщил заместитель главы лаборатории технологии космической автоматизации Лю Цзиньго.

Второй этап - установка мачты и постепенное разворачивание паруса, площадь поверхности которого составляет около 0,6 кв. м, отметил он.

Согласно данным и фотографиям, полученным со спутника, ключевой технологический тест солнечного паруса проходит гладко, что свидетельствует об успехе миссии по проверке солнечного паруса.

Кроме того, исследователи также проведут исследования срока службы механизма, характеристик материалов и высоты орбиты с целью проверки способности солнечного паруса по выводу с орбиты и изучения его потенциального применения в сокращении объема космического мусора.