Архив Новостей  Октябрь 2019 г

29.10.2019 Китайская обсерватория HXMT дает ученым новые возможности для исследования черных дыр

Первая китайская космическая обсерватория HXMT открыла ученым новые горизонты для наблюдения черных дыр и нейтронных звезд, передает агентство Синьхуа.

Обсерватория HXMT или Insight - это модуляционный телескоп жесткого рентгеновского диапазона, который был выведен на орбиту высотой 550 км над поверхностью Земли 15 июня 2017 года.

При помощи этого космического аппарата астрономы исследовали районы, находящиеся на еще более близком расстоянии от центра черных дыр, что пролило свет на основные свойства черных дыр и нейтронных звезд, а также излучение вблизи сильных магнитных и гравитационных полей, сообщил заместитель главного конструктора проекта HXMT Лу Фанцзюнь.

Исследовательская группа из Института физики высоких энергий Академии наук Китая объявила о ряде открытий, сделанных при помощи HXMT, на 1-й Китайской ассамблее по вопросам космической науки, состоявшейся на днях в городе Сямэнь провинции Фуцзянь на востоке Китая.

Обсерватория провела высокоточные и высокочастотные наблюдения двойных звезд, которые состоят из черной звезды или нейтронной звездой с связанной гравитацией звездой-компаньоном. Попадая в черную дыру или к нейтронной звезде, вещество звезды-компаньона ускоряется и нагревается, испуская сильные рентгеновские лучи.

В ходе наблюдения названных систем в диапазоне рентгеновского излучения, ученые исследовали явления, которые невозможно воспроизвести на Земле, и постарались узнать больше о характеристиках черных дыр и нейтронных звезд.

Обсерватория HXMT открыла квазипериодическое изменение высокоэнергетического рентгеновского излучения вблизи черных дыр и нейтронных звезд, проинформировал Лу Фанцзюнь.

По сравнению с иностранными аналогами, HXMT способна вести наблюдение в более широкой зоне и в широком энергетическом диапазоне, добавил он.

За прошедшие два с лишним года обсерватория отправила обратно на Землю данные наблюдений в объеме 2 ТБ. HXMT также использовали для поиска гамма-всплеска и гравитационных волн и тестирования пульсарной навигации.

28.10.2019 Китай разрабатывает план пилотируемой экспедиции к Луне

Китай подготовил основательную аргументацию и провел долгосрочное планирование в отношении пилотируемой лунной экспедиции, в результате чего был достигнут общий консенсус и выработан предварительный план, заявил заместитель главного конструктора по пилотируемой космической программе Китая Чэнь Шаньгуан.

На первом Китайском совещании по космической науке, прошедшем 25-28 октября в городе Сямэнь восточнокитайской провинции Фуцзянь, Чэнь Шаньгуан сообщил, что перспективные направления развития пилотируемой космонавтики - это пилотируемая экспедиция к Луне, создание лунной базы для проведения научных исследований, накопление технологий и опыта для освоения глубокого космоса. "А более долгосрочная цель состоит в отправке человека на Марс", - отметил он.

По его словам, пилотируемая лунная экспедиция поможет обновить данные относительно формирования и эволюции Луны, более того, в ходе экспедиции космонавты могут установить исследовательские объекты на поверхности Луны для сбора научных данных и образцов.

Ожидается, что космонавты будут проводить мультидисциплинарные исследования в областях физики, химии, астрономии и геологии, а также использовать ресурсы непосредственно на месте в специфичных для Луны условиях, таких как низкая гравитация, слабое магнитное поле и высокий вакуум. Эти исследования будут способствовать инновациям и развитию фундаментальной науки, отметил Чэнь Шаньгуан.

27.10.2019 Китай в 2020 году планирует запустить лунный зонд "Чанъэ-5"

Китай в 2020 году планирует запустить лунный зонд "Чанъэ-5", который должен доставить на Землю лунный грунт. Об этом заявил генеральный конструктор национальной лунной программы, академик Инженерной академии Китая У Вэйжэнь на 1-й Китайской ассамблее по вопросам космической науки, которая открылась в субботу в Сямэне провинции Фуцзянь на востоке Китая.

По словам ученого, в состав главных задач при выполнении миссии входят сбор лунного грунта, взлет с поверхности Луны, стыковка аппаратов на окололунной орбите и возвращение в атмосферу Земли.

27.10.2019 С космодрома Вэньчан будет запущена РН CZ-5

Китай осуществит запуск ракеты-носителя CZ-5 /"Чанчжэн-5", или "Великий поход-5"/ с космодрома Вэньчан островной провинции Хайнань. Об этом сообщили информагентству Синьхуа в Государственном космическом управлении.

Два китайских судна "Юаньван 21" и "Юаньван 22" с CZ-5 на борту покинули порт Тяньцзинь во вторник и прибыли в порт Цинлань города Вэньчан в воскресенье.

Затем ракета-носитель автотранспортом будет доставлена на космодром. После проведения сборки и тестирования она будет готова к полету.

25.10.2019 В NASA заявили о соблюдении законодательства, запрещающего сотрудничество с КНР в космосе

США не могут сотрудничать с Китаем в вопросах, касающихся космических полетов, но ожидают, что другие страны примут участие в программе исследований Луны, передает ТАСС. Об этом заявил в пятницу директор Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Джим Брайденстайн на 70-м Международном конгрессе астронавтов в Вашингтоне. Трансляция его выступления шла на сайте NASA.

"Существует закон, по которому США запрещено сотрудничать с Китаем, - ответил он на вопрос том, может ли Китай оказаться среди международных партнеров США при осуществлении программы исследований Луны. - Для этого много причин. NASA соблюдает действующее законодательство. Такова реальность, с которой необходимо считаться".

В то же время он подчеркнул, что по итогам его встреч на полях конгресса представители 26 стран выразили заинтересованность в участии в программе лунных исследований Artemis. "Представители 26 стран заявили о том, что хотят вместе с нами заниматься исследованиями Луны, - продолжал он. - Конечно, у нас не будут астронавты из 26 стран, но со временем у нас появятся постоянные партнеры, которых мы бы хотели видеть вместе с нами на Луне. Быть может, это не произойдет в ходе первого или во время второго полетов к Луне, но мы хотим, чтобы американские астронавты вместе с международными партнерами достигли поверхности Луны".

"Для того, чтобы сотрудничать с нами, необходимо соблюдать определенные условия, - продолжал он. - Считаю, что такой подход вполне оправдан для того, чтобы возглавить международные усилия в этой области".

Затронув вопрос о подготовке астронавтов NASA для будущих космических полетов, он сообщил, что "в последнем пополнении группы астронавтов, который как раз сейчас проходит подготовку, половину составляют женщины". "Могу сказать, что когда в 2024 году состоится полет к Луне, то в экипаже будет один из нынешнего состава отряда астронавтов", - добавил он, не исключив при этом, что женщина-астронавт, которая отправится на Луну, "уже сейчас проходит тренировки". "Возможно, что экипаж будет состоять из двух женщин", - отметил Брайденстайн.

23.10.2019 Китайский зонд "Чанъэ-4" возобновил работу на 11-й лунный день

Посадочный модуль и луноход китайского космического зонда "Чанъэ-4" возобновили работу на 11-й лунный день на обратной стороне Луны после "сна" в холодную ночь, передает агентство Синьхуа.

По сообщению Центра лунных исследований и космической программы при Китайском национальном космическом управлении /CNSA/, посадочный модуль зонда возобновил работу в среду в 5:11 утра по пекинскому времени, а "Юйту-2" /"Нефритовый заяц-2"/, луноход космического аппарата, начал свою работу во вторник в 11:45 утра. Оба находятся в нормальном рабочем состоянии.

Луноход "Юйту-2" преодолел путь около 290 метров по Луне, чтобы провести научные исследования неизведанной территории естественного спутника Земли.

21.10.2019 Китай запустит частную многоразовую ракету-носитель в 2021 году

В пятницу на Форуме Чжунгуаньцунь-2019 в Пекине впервые была представлена китайская ракета-носитель многоразового использования, работающая на жидком кислородно-метановом топливе, передает агентство Синьхуа.

Ракета, получившая название "Гипербола-2" /Hyperbola-2/, будет запущена впервые в 2021 году. Это может восполнить нехватку многоразовых ракет с жидкостным ракетным двигателем в Китае.

"Гипербола-2" была разработана частным разработчиком ракет i-Space, который базируется в Пекине. По словам Дун Яньминя, замгендиректора по технологиям данной компании, новая ракета-носитель не только удовлетворит растущий спрос на запуск малых и средних спутников, но и поможет в предоставлении услуг экстренных запусков.

28-метровая ракета с взлетной массой 90 тонн способна отправить на околоземную орбиту 1,9 тонны полезной нагрузки.

Эта ракета-носитель имеет низкую стоимость и высокую надежность и может обеспечить высококачественные запуски спутников, добавил Дун Яньминь.

20.10.2019 Китай представил план создания коммерческих ракет-носителей

Ракетостроительная компания China Rocket Co., Ltd обнародовала план научно-исследовательских и конструкторских работ для создания собственной линейки коммерческих ракет-носителей, сообщает агентство Синьхуа.

Как сообщил президент компании China Rocket Co., Ltd Тан Яган, новая серия ракет, в состав которой входят ракеты с твердотопливными и жидкостными двигателями, сможет удовлетворить растущую потребность в коммерческих пусках орбитальных объектов.

Ракеты-носители с твердотопливным двигателем Smart Dragon-2 /SD-2/ и SD-3, как ожидается, совершат испытательные полеты уже в 2020 и 2021 гг. соответственно.

Общая длина ракеты SD-2 составляет 21 м, диаметр -- 2 м, общая масса около 60 тонн, она способна вывести до 500 кг полезной коммерческой нагрузки на солнечно-синхронную орбиту на высоту до 500 км.

Для ракеты SD-3 эти характеристики имеют следующие значения: длина 31 м, диаметр 2,6 м, общий вес -- около 116 тонн, ракета способна вывести на солнечно-синхронную орбиту на высоту до 500 км 1,5 тонны коммерческой нагрузки.

Ракета SD-1 совершила свой первый полет в августе этого года.

Серия ракет-носителей Smart Dragon /SD/ была сконструирована с целью предоставить надежные, удобные и экономически эффективные услуги для пользователей коммерческими спутниками в группировке спутников и испытаний с коммерческой нагрузкой.

17.10.2019 В Китае запущен спутник TSJW-4

17 октября 2019 г. в 15:21 UTC (18:21 ДМВ) с 3-й площадки космодрома Сичан осуществлен пуск РН “Чанчжэн-3В/G2” (Y57) с экспериментальным военным спутником TJSW -4 (Tongxin Jishu Shiyan Weixing-4). Пуск успешный, аппарат выведен на расчетную орбиту.

17.10.2019 Китай готовится к строительству собственной космической станции

Китай готовится к предстоящим интенсивным космическим полетам в рамках строительства своей собственной космической станции, при этом первый полет ракеты-носителя "Чанчжэн-5B", предназначенной для запуска отсеков космической станции, запланирован на 2020 год, сообщает агентство Синьхуа со ссылкой на канцелярию Программы пилотируемой космонавтики Китая.

15 октября Чжоу Цзяньпин, академик Инженерной академии Китая, был назначен главным конструктором Программы пилотируемой космонавтики Китая, в то время как Гу Идун, академик Академии наук Китая, был назначен главным специалистом по науке о космосе в рамках данной программы. Первый астронавт Китая Ян Ливэй и семь других экспертов в таких областях, как космические корабли, ракеты-носители, применение космических технологий, а также системы мониторинга и связи, были назначены заместителями главного конструктора программы.

Китай планирует завершить строительство собственной космической станции примерно в 2022 году. Масса станции, которая будет обращаться на высоте 340-450 км над поверхностью Земли, составит 60 тонн и может быть увеличена до 180 тонн при необходимости, на ней могут разместиться от 3 до 6 астронавтов. По словам Чжоу Цзяньпина, она рассчитана на 10 лет и срок ее эксплуатации может быть продлен за счет обслуживания на орбите. На космической станции будут установлены 16 лабораторных стоек для поддержки сотен исследовательских проектов в космической сфере.

Китай также отбирает новых космонавтов для выполнения миссий по космическим полетам. После завершения строительства станции Китай привлечет зарубежных космонавтов к совместной работе с китайскими коллегами на борту китайской космической станции. Международные космические корабли также могут быть состыкованы с китайской космической станцией при условии использования ими китайского механизма стыковки, добавил Чжоу Цзяньпин.

16.10.2019 В Китае открылся завод по производству спутников

12 октября на востоке Китая начал работу спутниковый научно-исследовательский центр Линган, созданный Инновационной академией микроспутников Китайской академии наук. Пока завершено строительство “северной части”, в которой будет сосредоточено производство оборудования для связи, навигации и дистанционного зондирования Земли. По расчетам, производственные мощности завода позволят ежегодно производить около 100 микро- и наноспутников.

В тот же день началось сооружение “южной части” центра. Завершение строительства запланировано на 2021 год. После ввода его в эксплуатацию, мощности центра возрастут практически в два раза.

16.10.2019 Суда "Юаньван-21" и "Юаньван-22" прибыли в Тяньцзинь

Грузовые суда "Юаньван-21" и "Юаньван-22", предназначенные для перевозки ракет-носителей, прибыли в порт в Тяньцзине. Там им предстоит забрать ракету-носитель “Чанчжэн-5” и транспортировать ее на остров Хайнань, на космодром Вэньчан.

15.10.2019 Первый космонавт КНР Ян Ливэй провел телемост с португальскими школьниками

Первый космонавт КНР Ян Ливэй 11 октября провел телемост с учащимися одной из средних школ Португалии, рассказав им о жизни и работе в космосе, об успехах китайской космонавтики. Ян Ливэй ответил каждому и призвал ребят посвятить жизнь делу освоения космоса, передает агентство Синьхуа.

Китайские суда для транспортировки ракет-носителей отправились на выполнение транспортной миссии

Два китайских судна для транспортировки ракет-носителей "Юаньван" в субботу покинули порт в провинции Цзянсу /Восточный Китай/ для выполнения транспортной миссии, сообщает агентство Синьхуа.

На борту каждого из них имеются два крана грузоподъемностью в 120 тонн, которые способны поднимать навесную сборку ракеты-носителя большого размера, а также система по обеспечению судовой среды и антивибрационное оборудование.

Эти два судна ранее выполняли миссии по морским перевозкам ракет-носителей "Чанчжэн-5" и "Чанчжэн-7". Как полагают, аналогичные ракеты станут грузов и во время нынешнего плавания.

12.10.2019 Опубликована фотография загадочного материала, обнаруженного «Юйту-2»

Как уже сообщалось некоторое время назад, в ходе работы китайского лунохода “Юйту-2” китайские специалисты увидели на присланных с обратной стороны Луны фотографиях некий загадочный материал, природа которого неизвестна. Другие подробности сообщены не были. Да и сами снимки китайцы тогда не опубликовали.

Теперь же сделанные камерами “Юйту-2” фотографии стали доступны широкой публике. Можно увидеть, что заинтересовавший специалистов материал действительно “выделяется” на общем фоне. Но по-прежнему непонятно, что это. Его природу и состав попытаются выяснить с помощью спектрометра видимого и ближнего инфракрасного изображения (VNIS), установленного на луноходе.

11.10.2019 Одобрен проект по созданию первого научного спутника Макао

9 октября нынешнего года в Макао в рамках празднования 70-летия Китайской Народной Республики прошла презентация проекта первого научного спутника этого специального административного района страны. Космический аппарат еще не имеет собственного названия, его ему даст общественность. Да и самого спутника еще нет. Но уже обозначена его цель – наблюдение за геомагнитным полем Земли и за зоной именуемой “Южно-Атлантическая аномалия”. Запуск спутника ожидается в 2020-2021 гг.

11.10.2019 Таиландская и китайская космические компании подписали Меморандум о взаимопонимании

Таиландский оператор спутниковой связи Thaicom Plc (THCOM) и китайская аэрокосмическая корпорация Great Wall Industry Corporation (CGWIC) подписали Меморандум о взаимопонимании. Среди прочего в документе прописано сотрудничество в разработке приложений для китайской глобальной навигационной спутниковой системы “Бейдоу”. Прочие позиции Меморандума предусматривают совместные работы по наземному сегменту.

11.10.2019 Китай сделал очередной шаг в своей лунной программе

9 октября Канцелярия пилотируемой космической программы Китая приняла результаты проработки в Китайской академии ракет-носителей CALT при CASC проекта ракеты-носителя нового поколения для лунной пилотируемой программы.
Носитель, проектирование которого началось в 2017 году, основан на имеющихся блоках пятиметрового диаметра и имеет стартовую массу 2200 т при стартовой тяге порядка 2700 тс. Высота изделия составит около 87 м. Грузоподъемность ракеты -- более 25 тонн на траекторию отлета к Луне. Носитель будет оснащен «новой эвакуационной системой» для повышения безопасности астронавтов.

И.Л.

09.10.2019 Китай показал макет марсианской станции

На выставке достижений науки и техники, посвященной 70-летию образования Китайской Народной Республики, был представлен макет межпланетной станции “Хусин-1” [HX-1], которую Китай намерен отправить к Марсу в начале 2020-х гг. Станция будет состоять из орбитального аппарата, посадочного модуля с размещенным на нем марсоходом.

08.10.2019 Китайский спутник сгорел в атмосфере Земли

Запущенный в 2012 году экспериментальный китайский спутник Xinyan-1 [XY-1, NewTech-1] (38999 / 2012-064C) сгорел в атмосфере. Это следует из данных Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (North American Aerospace Defense Command, NORAD).

Аппарат сошел с орбиты в субботу. Последний раз был зафиксирован средствами наблюдения в ночь на 5 октября, затем сгорел в районе Южной Африки.

В Китае запущен спутник "Гаофэн-10"

4 октября 2019 г. в 18:51 UTC (21:51 ДМВ) с 9-й площадки космодрома Тайюань осуществлен пуск РН “Чанчжэн-4С” со спутником ДЗЗ “Гаофэн-10”. Пуск успешный, аппарат выведен на заданную орбиту.

04.10.2019 Россия и Китай продолжат сотрудничество в космической отрасли

Россия и Китай продолжат сотрудничество в области космоса и военно-технического сотрудничества (ВТС), заявил президент РФ Владимир Путин.

“Мы будем работать дальше в области космоса, в области военно-технического сотрудничества”, – сказал Путин на пленарном заседании международного дискуссионного клуба “Валдай”.

02.10.2019 В Китае разрабатывается новый космический корабль для полетов на Луну

Космический корабль нового поколения, предназначенный для пилотируемых полетов на Луну и в дальний космос, разрабатывается в КНР, передает ТАСС. Об этом сообщил в среду интернет-портал Space.com со ссылкой на фотографии, распространенные Академией космических технологий КНР.

Новый корабль, еще не получивший официального названия, будет состоять из двух сегментов - модуля многоразового использования для экипажа и энергетического модуля. Длина корабля достигает 9 метров, а масса при старте - 20 тонн. Он сможет доставлять на низкую околоземную орбиту экипаж из шести человек. Новый корабль, как ожидается, совершит первый полет в беспилотном режиме в первой половине 2020 года.

"Тот факт, что Китай располагает этими возможностями, указывает на стремление Пекина осуществлять долговременную программу пилотируемых полетов постепенно и последовательно", - привел Space.com мнение профессора Военно-морского колледжа США в Ньюпорте (штат Род-Айленд) Джона Джонсона-Фризе.

01.10.2019 Китай продемонстрировал новую ракету для подводных лодок

Во вторник, 1 октября, в Пекине состоялся грандиозный военный парад в честь 70-летия Китайской Народной Республики. Были продемонстрированы многие образцы военной техники, в т.ч. баллистические ракеты. Впервые Пекин продемонстрировал новые баллистические ракеты JL-2 для подводных лодок «Цзюйлан-2». Об этом сообщает РИА Новости.

Известно, что модернизированная ракета JL-2 разработана на базе баллистической ракеты средней и межконтинентальной дальности DF-31 («Дунфэн-31).