Архив Новостей Декабрь 2015 г

28.12.2015 Китай запустил спутник зондирования Земли "Гаофэнь-4"

Китай запустил спутник дистанционного зондирования "Гаофэнь-4" в рамках национального проекта по зондированию поверхности Земли в высоком разрешении.

"Гаофэнь-4" был запущен 29 декабря в 00:04 по пекинскому времени (28 декабря в 16:04 UTC) с космодрома Сичан на юго-западе Китая при помощи ракеты-носителя "Чанчжэн-3B".

Как сообщает Синьхуа, "Гаофэнь-4" - первый в Китае геосинхронный спутник оптического наблюдения с высоким разрешением и наиболее совершенный в мире спутник дистанционного зондирования на геосинхроной орбите, заявил глава Государственного управления оборонной науки, техники и промышленности и руководитель Китайской национальной космической администрации Сюй Дачжэ. Данные со спутника будут применяться для предотвращения и помощи при стихийных бедствиях, наблюдения за геологическими и лесными катастрофами, а также для метеопрогнозирования.

Успешный запуск "Гаофэнь-4" стал 19-й по счету космической миссией в этом году.

28.12.2015 Памятные даты космонавтики. 28 декабря 2015 г.

28 декабря исполняется 20 лет (1995) со дня запуска в Китае (космодром Сичан) американского телекоммуникационного спутника Echostar-1.

22.12.2015 Китайский луноход получил первые за 40 лет данные о лунном грунте

Китайские ученые опубликовали первые данные о составе и свойствах лунного грунта, собранные луноходом "Юйту" в январе 2014 года, которые указывают на то, что вулканы на Луне существовали заметно дольше, чем мы привыкли считать, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Сегодня планетологи считают, что движение литосферных плит и другие тектонические процессы завершились на Луне примерно 3,6 миллиарда лет назад. Причиной этого послужили небольшие размеры железного ядра Луны, которые препятствовали циркуляции расплавленных пород мантии от ядра к поверхности и обратно.

Постепенное остывание и "съеживание" Луны подогревало остаточные геологические процессы еще 2,6 миллиарда лет. По современным оценкам, они прекратились около миллиарда лет назад. С другой стороны, относительно недавно ученые обнаружили, изучая карту Луны, полученную зондом LRO, что на ее поверхности присутствуют необычные "складки", которые могли сформироваться в последние 50-60 миллионов лет в результате вулканической активности в ее недрах.

Лин Цзунчен (Ling Zongcheng) из Шаньдунского университета в Вэйхае (Китай) и его коллеги, работавшие с данными, собранными луноходом "Юйту", представили новые доказательства в пользу более длительной "работы" лунных вулканов, впервые за 40 лет изучив образцы лунного грунта прямо на поверхности спутницы Земли.

Как отмечают ученые, "нефритовый заяц" сел на поверхность относительно молодых лунных лав, которые еще не были покрыты толстым слоем реголита, лунного грунта, возникшего в результате раздробления обломков астероидов и других малых небесных тел, не связанных геологически с Луной.

Это дало китайским ученым шанс впервые напрямую изучить химический и минеральный состав лунной лавы и мантии. Благодаря тому, что лунная мантия, в отличие от земной, оказалась менее однородна по своему химическому составу, что позволило Цзунчену и его коллегам достаточно точно вычислить ее возраст.

Как оказалось, лавовые базальты в той точке, в которой приземлился "Юйту", были уникальными по своему составу и возрасту – они содержали в себе умеренное количество титана и большое количество железа, что является большой редкостью для Луны. Обычно лунные вулканические выбросы содержат в себе большое количество титана, а породы ее коры почти лишены этого элемента.

Подобные породы, по словам геологов, крайне удобны для изучения следов вулканизма на Луне, так как доля титана в породах может рассказать ученым о том, на какой глубине сформировалась магма, выброшенная вулканом, что позволяет понять, когда произошло извержение и в каком состоянии находились недра спутницы Земли в то время.

"Среднее" количество титана в магматических породах, как объясняют Цзунчен и его коллеги, говорит о том, что извержения вулканов на Луне продолжались гораздо дольше, чем мы считали ранее. В пользу этого говорит то, что содержащие титан породы застыли и опустились к "дну" полужидкой мантии одними из последних, когда всего 5% ее первоначальной материи оставалось жидкими.

Неоднородность мантии и юный возраст выбросов магмы, как утверждают ученые, говорит о том, что материя недр Луны перемешивалась не так активно, как это происходило на Земле.

Пока ученые не знают, с чем это было связано, но они полагают, что подобная мозаика из пород возникла благодаря постоянной "бомбардировке" луны крупными астероидами в первый миллиард лет ее жизни, чьи удары нарушали процесс формирования мантии. Ответ на этот вопрос, по мнению авторов статьи, можно будет получить, отправив на Луну экспедицию с участием профессиональных геологов, передает РИА Новости.

22.12.2015 Китайский спутник по изучению темной материи передал первые данные на Землю

Китайский спутник по изучению темной материи "Укун" впервые передал собранные данные на Землю. Об этом во вторник сообщает агентство Синьхуа.

Станция космической связи в Кашгаре (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Северо-Западный Китай) приняла первые данные с аппарата DAMPE (Dark Matter Particle Explorer) в воскресенье в 08:45 по местному времени (3:45 мск). На распознавание, дешифровку и запись информации ушло не более семи минут, после чего данные были переданы в национальный центр космических наук.

Позднее аналогичные первые сообщения от спутника получили и станции, расположенные в уезде Миюнь под Пекином и в городе Санья (провинция Хайнань), передает ТАСС.

20.12.2015 Памятные даты космонавтики. 20 декабря 2015 г.

20 декабря исполняется 15 лет (2000) со дня запуска в Китае (космодром Сичан) второго навигационно-связного спутника "Бэйдоу".

17.12.2015 РФ и Китай подписали заявление о сотрудничестве по ГЛОНАСС и BeiDou

Генеральный директор госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров и председатель комиссии по китайской навигационной спутниковой системе Ва Ли подписали совместное заявление о сотрудничестве по применению навигационных технологий с использованием систем ГЛОНАСС и BeiDou в мирных целях, сообщает Роскосмос.

Ранее президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко сообщил в интервью РИА Новости, что Россия и Китай до конца 2015 года также доведут до конца соглашение о создании двух совместных предприятий по разработке, производству и сбыту новых навигационных приемников, поддерживающих три мировые навигационные системы — китайскую BeiDou, российскую ГЛОНАСС и американскую Navstar (GPS).

"Стороны намерены гармонизировать стандарты навигационно-информационных систем на базе ГЛОНАСС и BeiDou, реализовывать проекты и услуги с использованием ГЛОНАСС и BeiDou, проводить мониторинг и оценку характеристик глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), повышать уровень образования и обмен информацией в области спутниковых навигационных технологий", — отмечается в сообщении.

Специалисты России и Китая планируют совместные исследования возможности использования спутниковых навигационных технологий и совместимости стандартов ГЛОНАСС и BeiDou в области мониторинга транспортных средств и обеспечения безопасности на дорогах. Страны планируют проводить разработку микросхем (чипов), навигационных приемников, навигационно-информационных платформ, навигационного программного обеспечения, систем наземного сегмента и сервисов применения.

Кроме того РФ и КНР договорились о совместной разработке и использовании оборудования, технологий и услуг, высокотехнологичных навигационных приложений для транспортных маршрутов "Нового шелкового пути" и обмене информацией о достижениях в области навигационных технологий и их применениях.

Игорь Комаров и Ва Ли подтвердили, что поддерживают сотрудничество между предприятиями двух стран в области транспорта (в том числе – международных перевозок), сельского хозяйства, добывающих отраслей, в предотвращении стихийных бедствий и безопасности. Кроме того Роскосмос и комиссия по китайской навигационной спутниковой системе отметили важность обмена опытом по подготовке кадров, передает РИА Новости.

17.12.2015 В Китае запущен спутник для изучения темной материи

17 декабря 2015 года в 00:12 UTC (03:12 ДМВ) с ПУ № 603 площадки № 43 космодрома Цзюцюань осуществлен пуск ракеты-носителя "Чанчжэн-2D", которая доставила на орбиту космический аппарат "Укун", предназначенный для изучения темной материи. По сообщению агентства Синьхуа, запуск успешный, спутник выведен на целевую орбиту. Первые научные данные от "Укуна" предполагают получить в 2016 году.

17.12.2015 Памятные даты космонавтики. 17 декабря 2015 г.

17 декабря исполняется 5 лет (2010) со дня запуска в Китае (космодром Сичан) навигационного спутника "Бейдоу I2".

16.12.2015 Памятные даты космонавтики. 16 декабря 2015 г.

16 декабря исполняется 40 лет (1975) со дня запуска в Китае (космодром Цзюцюань) спутника радиотехнической разведки "Чанкун", получившего официальное наименование "Спутник для технических испытаний" №2.

14.12.2015 КНР после санкций против России подняла цены на компоненты для космоса

Ряд китайских производителей и поставщиков микроэлектронной компонентной базы, в том числе и для российской космической техники, после введения против России санкций подняли цены в три-четыре раза, сообщил РИА Новости президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко.

"Я знаю, что некоторые китайские поставщики электронной компонентной базы, в том числе и для космоса, с выгодой воспользовались введенными против России санкциями. Они просто подняли цены в три-четыре раза при сохранении китайского качества. В ситуации, когда российским компаниям-интеграторам негде купить целый ряд комплектующих, китайские коллеги практически сравняли цены с европейскими и американскими производителями. Эта тенденция, видимо, продолжится и в будущем", — полагает Гурко.

Вместе с тем он отметил, что на этом фоне НП "ГЛОНАСС" активно участвует в процессе разумного импортозамещения в области гражданской микроэлектроники.

В качестве положительного примера грамотного подхода к импортозамещению Гурко привел российскую компанию ЗАО "МЦСТ" и "Байкал Электроник", разработавших и производящих конкурентоспособные процессоры "Эльбрус" и "Байкал".

"На мой взгляд, это пример очень правильного подхода. Специалисты этих компаний реально понимают объем этого рынка и занимаются импортозамещением именно там, где они действительно могут быть конкурентоспособными – в области тяжелых и мощных процессоров для маршрутизаторов и серверного оборудования. В данном сегменте — небольшие серии производства и гораздо меньше чувствительность к цене конечного изделия, зато есть высокие требования к производительности и математическому обеспечению", — заключил Гурко.

09.12.2015 В Китае запущен спутник связи

10 декабря 2015 года в 00:46 по пекинскому времени (9 декабря в 16:46 UTC) с площадки № 3 космодрома Сичан осуществлен пуск ракеты-носителя "Чанчжэн-3В", которая вывела на околоземную орбиту телекоммуникационный спутник "Чжунсин-1C" (Chinasat-1C).

05.12.2015 Китай и Казахстан обсудили сотрудничество в области космической деятельности

29 ноября -- 3 декабря в столице Казахстана прошло первое заседание китайско-казахстанской рабочей группы по сотрудничеству в области космической деятельности, сообщает Синьхуа.

Заседание прошло под председательством генерального секретаря Китайской национальной космической администрации Тянь Юйлуна и заместителя председателя Аэрокосмического комитета министерства по инвестициям и развитию Казахстана Еркина Шаймагамбетова. В рамках двусторонних переговоров достигнута договоренность о проработке сотрудничества в области обмена данными дистанционного зондирования Земли, космического мониторинга водных объектов, совместной разработки и эксплуатации спутника связи. Также стороны обсудили возможность проведения научных космических исследований и поставки электронных компонентов для создания приборов и космической техники.

Кроме того, обсуждена возможность прохождения стажировки казахстанских специалистов на предприятиях космической промышленности Китая и подготовка специалистов для Казахстана по космическим специальностям в китайских вузах.

Следующее заседание рабочей группы запланировано провести в 2016 году в Китае.