|
КОСМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КИТАЯ
Метеорологические спутники
FY-1
Наименование
|
Дата
запуска
|
Стартовая
масса, кг
|
Ракета-
носитель
|
Космодром
|
Feng Yun-1A
|
06.09.1988
|
750
|
CZ-4
|
Тайюань
|
Feng Yun-1B
|
03.09.1990
|
881
|
CZ-4
|
Тайюань
|
Feng Yun-1C
|
10.05.1999
|
881
|
CZ-4B
|
Тайюань
|
Feng Yun-1D
|
15.05.2002
|
960
|
CZ-4B
|
Тайюань
|
Искусственные спутники Земли cерии FY-1 «Фэн Юнь»,, «Ветер и облака-1») – китайские метеорологические ИСЗ, выводившиеся на солнечно-синхронную орбиту высотой около 900 км и наклонением 99 градусов. Запуск этих аппаратов осуществлялся с космодрома Тайюань (Учжай) с помощью ракет-носителей CZ-4А и CZ-4В.
Основное оборудование спутников FY-1 – радиометры, работающие в видимой, ближней инфракрасной и инфракрасной областях спектра. Имеется также система передачи изображения с высоким разрешением.
Первые два спутника FY-1A и FY-1B отправились в космос соответственно 6 сентября 1988-го и 3 сентября 1990 года (ракета-носитель – CZ-4А) и предназначались для испытаний оборудования и систем, которые должны были устанавливаться на оперативных ИСЗ данной серии. Они просуществовали на своих орбитах соответственно 38 суток и более года. Оперативный метеоспутник FY-1C, выведенный на орбиту ракетой-носителем CZ-4В 10 мая 1999 года, проработал в штатном режиме еще спустя несколько месяцев после истечения расчетного срока действия. На орбите его заменил четвертый спутник серии – FY-1D, запущенный ракетой-носителем CZ-4В 15 мая 2002 года, причем она же одновременно «вывезла» в космос ИСЗ для исследования океана HY-1.
Разработка первого китайского метеоспутника завершилась запуском экспериментального КА FY-1A из Космического центра Тайюань (TSLC) в северной провинции Шаньси 7 сентября 1988 г. с помощью РН Changzheng-4А (CZ-4А). Китай стал третьей страной (после СССР и США), способной строить и запускать собственные спутники погоды.
FY-1A имел массу 750 кг, размеры 1.4х1.4х1.2 м и обладал трехосной системой стабилизации. Именно она и подвела: этот спутник функционировал на полярной солнечно-синхронной орбите всего 39 дней. Другой проблемой, препятствовавшей нормальной эксплуатации аппарата, было загрязнение детектора водяного пара IR
Второй экспериментальный КА – FY-1B – был также запущен из Тайюаня с помощью CZ-4А 3 сентября 1990 г. Хотя он имел улучшенную систему стабилизации, ее отказ на 166-й день перевел спутник в неориентированный полет. Однако специалисты по управлению смогли остановить вращение и восстановили ориентацию.
В то время, когда FY-1B вводился в эксплуатацию, активность Солнца было довольно высока. Излучение дневного светила и частицы высоких энергий, бомбардировавшие спутник, регулярно вызывали сбои в электронике. Периодически работа FY-1B прекращалась; наконец, на 285-й день после запуска «невидимые террористы» заставили его замолчать. Расчетный срок службы аппарата (один год) так и не был достигнут.
FY-1C. Спутник, стартовавший 10 мая 1999 г. на РН CZ-4B, прекрасно работает и сейчас, превзойдя расчетный двухлетний срок эксплуатации. По словам администратора NSMC Дуна Чаохуа (Dong Chaohua), «FY-1C поддерживает устойчивую ориентацию с хорошей подачей электроэнергии. Качество получаемых со спутника изображений превосходно».
КА Feng Yun 1C (FY-1C, читается «Фэн Юнь», «Ветер и облако») массой около 880 кг оснащен многоканальным сканирующим радиометром, работающим в оптическом и инфракрасном диапазонах. Это третий по счету китайский метеоспутник на солнечно-синхронной орбите. От запущенных соответственно в 1988 и 1990 гг. КА FY-1A и FY-1B он отличается вдвое большим числом каналов радиометра MVISR (Multichannel Visible and IR Scan Radiometer, Многоканальный видимый и инфракрасный сканирующий радиометр) – десять вместо пяти. Из этих 10 каналов четыре находятся в оптическом диапазоне, три – в ближнем инфракрасном, один – коротковолновый ИК и два – длинноволновых ИК.
Мгновенное поле зрения MVISR имеет ширину 1.2 мрад (4.1'), что соответствует разрешению около 1.1 км. Скорость сканирования составляет 6 линий (10 каналов по 2048 пикселов по 10 бит на пиксел) в секунду. Объем передаваемой информации в режиме высокого разрешения CHRPT составляет 1.33 Мбит/с, вдвое больше, чем у американских КА NOAA. Частота канала CHRPT – 1700.5 МГц.
Использование инфракрасных каналов бортового радиометра началось по данным NSMC, через 30 дней после запуска.
|
|